Профессиональное юридическое образование
Юридическое
образование в нашей стране открывает широкие возможности для практической
деятельности не только в системе правоохранительных органов, адвокатуре или нотариате.
Юридически грамотный специалист способен успешно организовать собственное дело,
заниматься общественно-полезной деятельностью, приобретя еще немало профессий.
Слово «профессия»
происходит от лат. рго/езйо — «объявляю своим делом» и обозначает основной род
занятий, вид трудовой деятельности человека. В развитом обществе существует около 40
тысяч профессий и специальностей.
Получить юридическую
профессию можно в учреждениях высшего профессионального образования (вуз), имеющих лицензию на право
образовательной деятельности и в том числе на подготовку юристов-профессионалов, прошедших аттестацию
и аккредитацию.
Согласно статье 8
Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»
вуз — это образовательное
учреждение, учрежденное и действующее на основании законодательства РФ, имеющее
статус юридического лица и реализующее в соответствии с лицензией образовательные
программы высшего профессионального образования.
Статус вуза зависит от характера его
учредителей.
Государственные вузы
может учреждать Правительство РФ по согласованию с органами законодательной и исполнительной власти
субъектов Федерации. Такая деятельность осуществляется органами исполнительной
власти по' согласованию с федеральным органом управления высшим профессиональным
образованием (Министерство образования и науки РФ).
Муниципальные вузы
создаются и организуются органами местного самоуправления (администрации округов,
городов, районов).
Негосударственные
вузы могут создаваться общественными и государственно-общественными объединениями (творческие
союзы, научные
общества), политическими организациями, коммерческими структурами, частными
лицами.
Вузы должны являться
некоммерческими образовательными учреждениями. Их целью не является получение
прибыли. Все денежные средства используются на обеспечение и развитие образовательного
процесса.
Каждый вуз имеет
свою организационно-правовую форму: университет, академия, институт.
Университет — высшее учебное
учреждение, деятельность которого направлена на развитие образования, науки и культуры путем
проведения фундаментальных научных исследований и образования на всех уровнях
высшего, послевузовского и дополнительного образования по широкому спектру
естественно-научного, гуманитарного и других направлений науки, техники,
культуры
Следует обратить
внимание на то, что в университете сочетается образовательный процесс и научные
исследования, здесь много факультетов и отделений, несколько аспирантур и диссертационных
советов.
Академия — высшее учебное
учреждение, деятельность которого направлена на комбинирование фундаментальных и прикладных научных
исследований с образовательным процессом. Для него характерна узкая академическая направленность в определенной области (или
нескольких смежных областях) научно-педагогической деятельности, ориентированность на
подготовку специалистов в конкретной области науки, техники, культуры.
Академия, как
правило, не готовит дипломированных специалистов по разнородным направлениям
подготовки одновременно, она имеет профильную аспирантуру и диссертационный совет.
Институт — самостоятельное
высшее учебное учреждение или структурное подразделение университета, реализующее профессиональные
образовательные программы по ряду направлений науки, техники и культуры, осуществляющее научные
исследования.
В институте научной
работе обычно отводится вспомогательная роль для обеспечения качества
содержания профильных программ высшего образования.
Каждое высшее учебное
заведение, а также каждое его региональное отделение (филиал, представительство
и т.д.) должны иметь свидетельство о регистрации
образовательного учреждения. Этот документ фиксирует точное и полное наименование
и вид вуза, состав его учредителей и юридический адрес. Вуз может иметь филиалы.
Филиалами высших учебных
заведений являются обособленные структурные подразделения, расположенные вне места его нахождения.
Свидетельство о
государственной регистрации высшего учебного заведения или его регионального
структурного подразделения не дает права на ведение самостоятельной образовательной
деятельности. Чтобы заниматься деятельностью в сфере высшего профессионального
образования, каждому высшему учебному учреждению недостаточно быть только учрежденным и
зарегистрированным в качестве юридического лица. Для этого ему необходимо быть
признанным
государством в лице федерального органа управления образованием и
получить целый комплекс документов, предоставляющих ему право на оказание
образовательных услуг.
Основным документом
является лицензия. Она должна иметь приложения — так называемую
номенклатуру направлений
(специальностей), уровней подготовки, переподготовки,
программ дополнительного образования и контрольные нормативы
осуществления образовательного процесса.
Существует
классификатор направлений и специальностей высшего профессионального образования.
Приложение к лицензии является важным информативным документом о вузе. Он
поможет абитуриенту лучше понять, кем он станет через пять лет.
Лицензирование
образовательного учреждения — комплекс мероприятий, связанный с проведением
государственной экспертизы вуза.
Реализация программ
высшего профессионального образования, набор студентов при отсутствии государственной лицензии запрещается
законом.
Кроме того, вуз
должен пройти аккредитацию, то есть процедуру, которая устанавливает статус
образовательного учреждения. Процесс государственной аккредитации включает в себя два
последовательных этапа: аттестацию и собственно аккредитацию.
По итогам
окончательной проверки качества работы вуз получает свидетельство о государственной
аккредитации. Оно выдается сроком до пяти лет. Свидетельство имеет приложение — Перечень
аккредитованных образовательных программ. Он содержит полное название вуза,
шифр и наименование
специальности, уровень образования (высшее), ступень образования или квалификацию,
присваиваемую выпускнику данного учебного учреждения, а также характеристики
образовательной программы — ее вид (должно быть написано — «основное») и наименование
направления подготовки.
Поступление в
неаккредитованное, а тем более неаттестованное высшее учебное учреждение — весьма
рискованное решение, ведь такой вуз может по результатам аккредитации перестать быть
вузом. Кроме того, у дипломов неаккредитованных вузов много ограничений, связанных с
поступлением на работу в государственные органы, адвокатуру, нотариат и пр. Российские
дипломы негосударственного образца не признаются европейским сообществом.
Выбирая вуз,
абитуриент должен обратить внимание на наличие у вуза государственного
аккредитационного статуса.
«Ознакомление
абитуриента со свидетельством о государственной аккредитации по выбранному им
направлению подготовки (специальности) или факт отсутствия указанного свидетельства
фиксируются
в приемных документах и заверяются личной подписью абитуриента» (п. 1 ст. 11
Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»).
Как заключить договор на обучение?
Перед поступлением в
вуз необходимо помнить, что студент, зачисленный в высшее учебное учреждение,
вступает в правовые отношения с вузом, а потому его поведение должно выстраиваться
согласно существующим нормам права.
Заключая договор,
важно вспомнить основные положения гражданского законодательства о договоре.
Следует обратить внимание на формулировку предмета договора: она должна четко
указывать, что договор имеет своим предметом образовательные услуги по конкретной
специальности. В противном случае невозможно будет даже опротестовать качество
получаемых знаний. Договор должен содержать указания на уровень образования, срок
обучения, размер платы за обучение. Срок действия договора в надежном вузе всегда совпадает с
продолжительностью обучения в нем. Заключение договора на меньший срок может
иметь неприятные последствия для студента в будущем, ибо вуз может не продлить его в
одностороннем порядке.
Договор составляется
в двух экземплярах, один из которых хранится у студента. При этом необходимо
убедиться, что экземпляры договора идентичны, не содержат исправлений и помарок, имеют
оригинальную печать, а не ксерокс печати высшего учебного заведения.
Государство устанавливает общие
правила поступления в вузы.
Гражданам Российской
Федерации гарантируется получение на конкурсной основе бесплатного высшего и послевузовского
профессионального
образования в государственных, муниципальных высших учебных заведениях в пределах
государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин
получает впервые.
Прием в высшие
учебные заведения проводится по заявлениям лиц, имеющих среднее (полное) общее или среднее
профессиональное образование, на конкурсной основе по результатам вступительных испытаний, а
также результатов единого государственного экзамена. Недопустимо засчитывать в
качестве вступительных испытаний выпускные экзамены на различного рода платных
курсах при вузах.
Общее число
студентов, принимаемых для обучения за счет средств федерального
бюджета, и структура их приема устанавливаются ежегодно федеральным
(центральным) органом управления высшим профессиональным образованием в соответствии с
нормативами.
Лица, окончившие с
медалями образовательные учреждения среднего (полного) общего или начального
профессионального образования, которые имеют государственную аккредитацию, а также
лица, окончившие
с отличием образовательные учреждения среднего профессионального
образования, которые имеют государственную аккредитацию, принимаются в высшее
учебное заведение по результатам собеседования, за исключением вступительных
испытаний профессиональной
направленности, которые могут быть установлены высшим учебным заведением.
Указанным лицам, не
прошедшим собеседование, предоставляется право сдачи вступительных испытаний на
общих основаниях.
Вне конкурса при
условии успешной сдачи вступительных испытаний в государственные и муниципальные
высшие учебные заведения принимаются:
•
дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей;
•
дети-инвалиды, инвалиды I и
II групп;
•
граждане в возрасте до двадцати лет, имеющие только
одного
родителя
— инвалида I группы;
•
граждане, уволенные с военной службы и поступающие в
соот
ветствующие
высшие учебные заведения на основании рекомендаций командиров воинских частей, участники боевых действий и инвалиды боевых действий.
Преимущественным
правом на поступление в государственные и муниципальные высшие учебные заведения пользуются
граждане, уволенные с военной службы.
К всероссийским
олимпиадам школьников, дающим право на поступление в вузы без вступительных испытаний,
относятся олимпиады по следующим общеобразовательным предметам: русский язык, литература,
математика, физика, химия, биология, география, история России,
обществознание, иностранные языки, информатика. *
К международным
олимпиадам, дающим право на поступление в вузы без вступительных испытаний,
относятся олимпиады по математике, физике, химии, биологии, географии, информатике.
Вуз представляет
собой самостоятельное образовательное учреждение, а потому обладает автономностью.
Под автономией
высшего учебного заведения понимается его самостоятельность в подборе и
расстановке кадров, осуществлении учебной, научной, финансово-хозяйственной и иной деятельности в соответствии с законодательством и уставом
высшего учебного заведения,
утвержденным в установленном законодательством порядке.
Высшее учебное
заведение несет ответственность за свою деятельность перед личностью, обществом и
государством.
Педагогическим
работникам из числа профессорско-преподавательского состава, научным работникам и
студентам высшего учебного заведения предоставляются академические свободы. Это
значит, что
преподаватель может излагать учебный предмет по своему усмотрению, выбирать
темы для научных исследований и проводить их своими методами.
Организация
образования в вузе должна соответствовать стандарту. Это документ, в котором
прописаны важные основы обязательного обучения и воспитания специалистов высшей
школы. Он необходим для того, чтобы обеспечить качество образования, единство образовательного
пространства. Он важен и для признания и установления эквивалентности документов
иностранных государств о высшем и послевузовском профессиональном образовании.
Государственные образовательные стандарты
высшего и послевузовского профессионального
образования состоят из федеральных и
национально-региональных компонентов.
Федеральные
компоненты включают: общие требования к основным образовательным программам,
требования к обязательному минимуму содержания образования, сроки освоения основных
образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся.
Любое высшее учебное
заведение имеет свой устав. Устав вуза (изменения и дополнения к нему) принимается
общим собранием (конференцией) педагогических работников, научных работников,
а также
представителей других категорий работников и обучающихся высшего учебного
заведения. Общее руководство государственным или муниципальным высшим учебным
заведением осуществляет выборный представительный орган — ученый совет.
В состав ученого
совета входят ректор, который является председателем ученого совета, и проректоры.
Другие члены ученого совета избираются общим собранием (конференцией) тайным
голосованием. Уставами высших учебных заведений может быть предусмотрено создание
попечительских советов. Непосредственное управление высшим учебным
заведением осуществляет ректор.
Студентом высшего
учебного заведения является лицо, в установленном порядке зачисленное в высшее учебное
заведение для обучения.
Студенту высшего
учебного заведения бесплатно выдаются студенческий билет и зачетная книжка
установленного образца.
Студенты вправе:
2.
выбирать
факультативные (необязательные для данного на
правления) и элективные (избираемые в
обязательном порядке) курсы,
предлагаемые соответствующими факультетом и кафедрой; участвовать
в формировании содержания своего образования при условии соблюдения требований государственных образовательных стандартов высшего профессионального
образования; осваивать помимо учебных дисциплин по избранным
направлениям подготовки
(специальностям) любые другие учебные дисциплины, преподаваемые в данном высшем учебном заведении, в порядке, предусмотренном его уставом, а также
преподаваемые в других высших учебных
заведениях (по согласованию между их руководителями); участвовать
в обсуждении и решении важнейших вопросов деятельности высших учебных заведений, в том числе через общественные организации и органы управления высших учебных
заведений; бесплатно пользоваться в государственных высших
учебных заведениях библиотеками, информационными фондами, услугами учебных, научных, лечебных и других подразделений
высшего учебного заведения в порядке, установленном уставом высшего учебного заведения; принимать участие во всех видах
научно-исследовательских работ,
конференциях, симпозиумах; представлять свои работы для публикации, в том
числе в изданиях высшего учебного заведения; обжаловать приказы и
распоряжения администрации высшего учебного заведения в установленном законодательством Российской Федерации
порядке; получать образование по военной
специальности в установленном законодательством
Российской Федерации порядке; переходить с платного обучения на бесплатное в
порядке, предусмотренном уставом высшего учебного заведения. Порядок
назначения и выплаты стипендий устанавливается Правительством РФ. Студенты
высших учебных заведений вправе получать стипендии, назначенные направившими
их на обучение юридическими или
физическими лицами, а также именные стипендии на основании соответствующего положения. По медицинским
показаниям и в других исключительных случаях студенту высшего учебного заведения
предоставляется академический отпуск в порядке, установленном федеральным
(центральным) органом управления образованием. Студентам очной формы обучения,
обучающимся в высших учебных заведениях, предоставляется отсрочка от призыва на
военную службу
на время обучения в соответствии с федеральным законом. Для студентов очной и
очно-заочной (вечерней) форм обучения не менее чем два раза в учебном году
устанавливаются каникулы общей продолжительностью не менее чем семь недель. Студент имеет право
на восстановление в высшем учебном заведении в течение пяти лет после отчисления из
него по собственному желанию или по уважительной причине с сохранением той
основы обучения
(бесплатной или платной), в соответствии с которой он обучался до отчисления.
Порядок и
условия восстановления в высшем учебном заведении студента,
отчисленного по неуважительной причине, определяются уставом высшего
учебного заведения. За успехи в учебе и активное участие в
научно-исследовательской работе студенты высших учебных заведений получают
моральное и
(или) материальное поощрение в соответствии с уставом высшего учебного заведения.
За нарушение
студентом обязанностей, предусмотренных уставом высшего учебного заведения и
правилами его внутреннего распорядка, к нему могут быть применены
дисциплинарные взыскания вплоть до отчисления из высшего учебного заведения.
Дисциплинарное
взыскание, в том числе отчисление, может быть наложено на студента высшего
учебного заведения после получения от него объяснения в письменной форме.
Дисциплинарное
взыскание применяется не позднее чем через один месяц со дня обнаружения проступка и не
позднее чем через шесть месяцев со дня его совершения, не считая времени болезни студента и (или)
нахождения его на каникулах. Не допускается отчисление студентов во время их
болезни, каникул, академического отпуска или отпуска по беременности и родам. Статус студента
негосударственного высшего учебного заведения, имеющего государственную
аккредитацию, в отношении академических прав и академических свобод
приравнивается к статусу студента государственного высшего учебного заведения,
за исключением права на получение государственной стипендии. Статус студента негосударственного высшего
учебного заведения, не имеющего государственной аккредитации, определяется
уставом этого высшего учебного заведения. Студентам, которые работают и обучаются, по
месту их работы предоставляются дополнительные отпуска с сохранением средней заработной
платы. В
последнее время в юридических вузах России приобрела популярность идея
организации юридических клиник в форме общественных приемных при факультете или правозащитной
организации. Студенты под руководством преподавателей осуществляют бесплатное
юридическое обслуживание малоимущих. Таким образом, в систему традиционного
юридического образования включается обучение практическим навыкам, необходимым для
правовой деятельности, происходит критическое осмысление роли юриста в обществе.
Организация юридических клиник изначально осуществлялась при информационной и финансовой поддержке западных образовательных институтов,
фондов и различных общественных
организаций. На базе идей указанного клинического юридического образования в России
создана система «обучения юристов на практике путем погружения в профессию». Так,
студенты, пытаясь закрепить на практике свои умения, оказывают посильную помощь
законодательным органам, депутатам, избирательным комиссиям, комиссиям по правам
человека. Одновременно
будущие специалисты изучают профессиональную этику, риторику и другие науки,
способствующие развитию общей культуры. Развивается система многопредметной подготовки
специалистов в области юриспруденции с опорой на существующие традиции
российского образования. В истории юридического образования известны весьма результативные успехи
в этой области. Например, в Царскосельском (Александровском) лицее, основанном
в 1811 г., одновременно преподавались такие дисциплины, как права человека,
словесность, риторика, стилистика и иностранные языки. Создание новых учебных заведений,
осуществляющих подготовку юристов, потребовало обратить особое внимание на необходимость
качественной подготовки тех, кто мог бы работать адвокатами, сотрудниками
пенитенциарной системы (системы мест лишения свободы). Так, появилась еще одна тенденция
современного образования: усиление право-защитнического компонента учебных курсов.
Весьма перспективными являются новые
концепции дистанционного юридического
образования. Его основу составляет
целенаправленная и контролируемая интенсивная самостоятельная работа обучаемого, который может учиться в удобном для себя месте, по индивидуальному
расписанию, имея при себе комплект
специальных средств обучения и
согласованную возможность контакта с преподавателем по телефону, электронной и обычной почте. Такой
интерактивный процесс
взаимодействия субъектов имеет многоступенчатый характер. Предусмотрены групповые коммуникационные занятия, консультации с тьютором
(преподавателем). Изучение каждой
юридической дисциплины может длиться от
одного до нескольких месяцев. Для студентов юридических вузов разработаны
и специальные
учебные курсы правовой информатики, которые позволяют грамотно организовать свою работу
с юридической информацией
Вопросы
Какие существуют
организационно-правовые формы высших учебных заведений? В чем заключаются их различия? Какие вузы имеют право
выдавать дипломы государственного образца? На что следует обратить внимание
абитуриенту,
выбирающему вуз для дальнейшего продолжения образования? Какие документы
должен иметь вуз? Что
должно быть предусмотрено в договоре на обучение? Какими льготами при поступлении в вуз
обладают граждане РФ? О
каких правах студентов вам известно?
Задания 1.
Подберите информацию о вузах страны, в которых проводится подготовка профессиональных юристов, и
поясните
особенности каждого вуза.
Составьте памятку
для абитуриента, поступающего в вуз. Предусмотрите основные пункты, которые важны для грамотного правового
поведения гражданина страны при выборе высшей школы. Проведите исследование
по теме «Современный студент: его проблемы и успехи». Опросите лиц, обучающихся в вузе. Выясните, с
какими проблемами столкнулись студенты первых курсов обучения, не разочаровались ли
они в своем выборе, каких ошибок следует избегать при обучении в вузе и пр. Разработайте
анкету для проведения исследования, а его результаты обсудите в классе.
4. Нормами каких отраслей права могут регулироваться образовательные отношения?
Подберите конкретные примеры при разъяснении этого вопроса.
|