Профессиональное юридическое образование
Воскресенье, 04.12.2016, 13:09
Приветствую Вас Гость | RSS

Право

Право
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 64
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Блог

Главная » 2013 » Октябрь » 22 » Профессиональное юридическое образование
21:05
Профессиональное юридическое образование

 Профессиональное юридическое образование

Юридическое образование в нашей стране открывает широкие возможности для практической деятельности не только в системе правоохранительных органов, адвокатуре или нотариате. Юридически грамотный специалист спосо­бен успешно организовать собственное дело, заниматься об­щественно-полезной деятельностью, приобретя еще немало профессий.

Слово «профессия» происходит от лат. рго/езйо — «объяв­ляю своим делом» и обозначает основной род занятий, вид трудовой деятельности человека. В развитом обществе суще­ствует около 40 тысяч профессий и специальностей.

Получить юридическую профессию можно в учрежде­ниях высшего профессионального образования (вуз), имею­щих лицензию на право образовательной деятельности и в том числе на подготовку юристов-профессионалов, прошедших аттестацию и аккредитацию.

Согласно статье 8 Федерального закона «О высшем и по­слевузовском профессиональном образовании» вуз — это образовательное учреждение, учрежденное и действующее на основании законодательства РФ, имеющее статус юриди­ческого лица и реализующее в соответствии с лицензией об­разовательные программы высшего профессионального об­разования.

Статус вуза зависит от характера его учредителей.

Государственные вузы может учреждать Правительство РФ по согласованию с органами законодательной и испол­нительной власти субъектов Федерации. Такая деятельность осуществляется органами исполнительной власти по' согла­сованию с федеральным органом управления высшим про­фессиональным образованием (Министерство образования и науки РФ).

Муниципальные вузы создаются и организуются органами мест­ного самоуправления (администрации округов, городов, районов).

Негосударственные вузы могут создаваться общественными и го­сударственно-общественными объединениями (творческие союзы, научные общества), политическими организациями, коммерческими структурами, частными лицами.

Вузы должны являться некоммерческими образовательными уч­реждениями. Их целью не является получение прибыли. Все денеж­ные средства используются на обеспечение и развитие образователь­ного процесса.

Каждый вуз имеет свою организационно-правовую фор­му: университет, академия, институт.

Университет — высшее учебное учреждение, деятель­ность которого направлена на развитие образования, науки и культуры путем проведения фундаментальных научных ис­следований и образования на всех уровнях высшего, после­вузовского и дополнительного образования по широкому спектру естественно-научного, гуманитарного и других на­правлений науки, техники, культуры

Следует обратить внимание на то, что в университете со­четается образовательный процесс и научные исследования, здесь много факультетов и отделений, несколько аспирантур и диссертационных советов.

Академия — высшее учебное учреждение, деятельность которого направлена на комбинирование фундаментальных и прикладных научных исследований с образовательным процессом. Для него характерна узкая академическая на­правленность в определенной области (или нескольких смежных областях) научно-педагогической деятельности, ориентированность на подготовку специалистов в конкрет­ной области науки, техники, культуры.

Академия, как правило, не готовит дипломированных специалистов по разнородным направлениям подготовки одновременно, она имеет профильную аспирантуру и дис­сертационный совет.

Институт — самостоятельное высшее учебное учрежде­ние или структурное подразделение университета, реализу­ющее профессиональные образовательные программы по ряду направлений науки, техники и культуры, осуществляю­щее научные исследования.

В институте научной работе обычно отводится вспомога­тельная роль для обеспечения качества содержания про­фильных программ высшего образования.

Каждое высшее учебное заведение, а также каждое его региональное отделение (филиал, представительство и т.д.) должны иметь свидетельство о регистрации образовательного учреждения. Этот документ фиксирует точное и полное на­именование и вид вуза, состав его учредителей и юридичес­кий адрес. Вуз может иметь филиалы.

Филиалами высших учебных заведений являются обособ­ленные структурные подразделения, расположенные вне ме­ста его нахождения.

Свидетельство о государственной регистрации высшего учебного заведения или его регионального структурного подразделения не дает права на ведение самостоятельной об­разовательной деятельности. Чтобы заниматься деятельнос­тью в сфере высшего профессионального образования, каж­дому высшему учебному учреждению недостаточно быть только учрежденным и зарегистрированным в качестве юри­дического лица. Для этого ему необходимо быть признан­ным государством в лице федерального органа управления образованием и получить целый комплекс документов, пре­доставляющих ему право на оказание образовательных услуг.

Основным документом является лицензия. Она должна иметь приложения — так называемую номенклатуру направлений (специальностей), уровней подготовки, пере­подготовки, программ дополнительного образования и контрольные нормативы осуществления образователь­ного процесса.

Существует классификатор направлений и специальностей выс­шего профессионального образования. Приложение к лицензии яв­ляется важным информативным документом о вузе. Он поможет аби­туриенту лучше понять, кем он станет через пять лет.

Лицензирование образовательного учреждения — комплекс мероприятий, связанный с проведением государственной экспертизы вуза.

Реализация программ высшего профессионального обра­зования, набор студентов при отсутствии государственной лицензии запрещается законом.

Кроме того, вуз должен пройти аккредитацию, то есть процедуру, которая устанавливает статус образовательного учреждения. Процесс государственной аккредитации вклю­чает в себя два последовательных этапа: аттестацию и собст­венно аккредитацию.

По итогам окончательной проверки качества работы вуз получает свидетельство о государственной аккредитации. Оно выдается сроком до пяти лет. Свидетельство имеет при­ложение — Перечень аккредитованных образовательных программ. Он содержит полное название вуза, шифр и на­именование специальности, уровень образования (высшее), ступень образования или квалификацию, присваиваемую выпускнику данного учебного учреждения, а также характе­ристики образовательной программы — ее вид (должно быть написано — «основное») и наименование направления под­готовки.

Поступление в неаккредитованное, а тем более неаттес­тованное высшее учебное учреждение — весьма рискованное решение, ведь такой вуз может по результатам аккредитации перестать быть вузом. Кроме того, у дипломов неаккредито­ванных вузов много ограничений, связанных с поступлени­ем на работу в государственные органы, адвокатуру, нотариат и пр. Российские дипломы негосударственного образца не признаются европейским сообществом.

Выбирая вуз, абитуриент должен обратить внимание на наличие у вуза государственного аккредитационного статуса.

«Ознакомление абитуриента со свидетельством о государственной аккредитации по выбранному им направлению подготовки (специ­альности) или факт отсутствия указанного свидетельства фиксируют­ся в приемных документах и заверяются личной подписью абитуриен­та» (п. 1 ст. 11 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»).

Как заключить договор на обучение?

Перед поступлением в вуз необходимо помнить, что сту­дент, зачисленный в высшее учебное учреждение, вступает в правовые отношения с вузом, а потому его поведение долж­но выстраиваться согласно существующим нормам права.

Заключая договор, важно вспомнить основные положе­ния гражданского законодательства о договоре. Следует об­ратить внимание на формулировку предмета договора: она должна четко указывать, что договор имеет своим предметом образовательные услуги по конкретной специальности. В противном случае невозможно будет даже опротестовать качество получаемых знаний. Договор должен содержать указания на уровень образования, срок обучения, размер платы за обучение. Срок действия договора в надежном вузе всегда совпадает с продолжительностью обучения в нем. За­ключение договора на меньший срок может иметь неприят­ные последствия для студента в будущем, ибо вуз может не продлить его в одностороннем порядке.

Договор составляется в двух экземплярах, один из кото­рых хранится у студента. При этом необходимо убедиться, что экземпляры договора идентичны, не содержат исправле­ний и помарок, имеют оригинальную печать, а не ксерокс печати высшего учебного заведения.

Государство устанавливает общие правила поступления в вузы.

Гражданам Российской Федерации гарантируется получение на конкурсной основе бесплатного высшего и послевузовского профессионального образования в государственных, муниципальных выс­ших учебных заведениях в пределах государственных образователь­ных стандартов, если образование данного уровня гражданин получа­ет впервые.

Прием в высшие учебные заведения проводится по заявлениям лиц, имеющих среднее (полное) общее или среднее профессиональ­ное образование, на конкурсной основе по результатам вступитель­ных испытаний, а также результатов единого государственного экза­мена. Недопустимо засчитывать в качестве вступительных испытаний выпускные экзамены на различного рода платных курсах при вузах.

Общее число студентов, принимаемых для обучения за счет средств федерального бюджета, и структура их приема устанавливаются еже­годно федеральным (центральным) органом управления высшим про­фессиональным образованием в соответствии с нормативами.

Лица, окончившие с медалями образовательные учреждения сред­него (полного) общего или начального профессионального образова­ния, которые имеют государственную аккредитацию, а также лица, окончившие с отличием образовательные учреждения среднего про­фессионального образования, которые имеют государственную ак­кредитацию, принимаются в высшее учебное заведение по результа­там собеседования, за исключением вступительных испытаний профессиональной направленности, которые могут быть установлены высшим учебным заведением.

Указанным лицам, не прошедшим собеседование, предоставляет­ся право сдачи вступительных испытаний на общих основаниях.

Вне конкурса при условии успешной сдачи вступительных испы­таний в государственные и муниципальные высшие учебные заведе­ния принимаются:

•   дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей;

•   дети-инвалиды, инвалиды I и II групп;

   граждане в возрасте до двадцати лет, имеющие только одного
родителя — инвалида I группы;

   граждане, уволенные с военной службы и поступающие в соот­
ветствующие высшие учебные заведения на основании рекомендаций
командиров воинских частей, участники боевых действий и инвалиды
боевых действий.

Преимущественным правом на поступление в государственные и муниципальные высшие учебные заведения пользуются граждане, уволенные с военной службы.

К всероссийским олимпиадам школьников, дающим право на по­ступление в вузы без вступительных испытаний, относятся олимпиады по следующим общеобразовательным предметам: русский язык, литература, математика, физика, химия, биология, география, исто­рия России, обществознание, иностранные языки, информатика. *

К международным олимпиадам, дающим право на поступление в вузы без вступительных испытаний, относятся олимпиады по мате­матике, физике, химии, биологии, географии, информатике.

Вуз представляет собой самостоятельное образовательное учреж­дение, а потому обладает автономностью.

Под автономией высшего учебного заведения понимается его са­мостоятельность в подборе и расстановке кадров, осуществлении учебной, научной, финансово-хозяйственной и иной деятельности в соответствии с законодательством и уставом высшего учебного заве­дения, утвержденным в установленном законодательством порядке.

Высшее учебное заведение несет ответственность за свою деятель­ность перед личностью, обществом и государством.

Педагогическим работникам из числа профессорско-преподава­тельского состава, научным работникам и студентам высшего учебно­го заведения предоставляются академические свободы. Это значит, что преподаватель может излагать учебный предмет по своему усмот­рению, выбирать темы для научных исследований и проводить их сво­ими методами.

Организация образования в вузе должна соответствовать стандар­ту. Это документ, в котором прописаны важные основы обязательно­го обучения и воспитания специалистов высшей школы. Он необхо­дим для того, чтобы обеспечить качество образования, единство образовательного пространства. Он важен и для признания и установ­ления эквивалентности документов иностранных государств о выс­шем и послевузовском профессиональном образовании.

Государственные образовательные стандарты высшего и послевузовского профессионального образования состоят из федеральных и национально-региональных компонентов.

Федеральные компоненты включают: общие требования к основным образовательным программам, требования к обязательному минимуму содержания образования, сроки освоения основных образовательных программ, максималь­ный объем учебной нагрузки обучающихся.

Любое высшее учебное заведение имеет свой устав. Устав вуза (из­менения и дополнения к нему) принимается общим собранием (конференцией) педагогических работников, научных работников, а так­же представителей других категорий работников и обучающихся выс­шего учебного заведения. Общее руководство государственным или муниципальным высшим учебным заведением осуществляет выбор­ный представительный орган — ученый совет.

В состав ученого совета входят ректор, который является предсе­дателем ученого совета, и проректоры. Другие члены ученого совета избираются общим собранием (конференцией) тайным голосовани­ем. Уставами высших учебных заведений может быть предусмотрено создание попечительских советов. Непосредственное управление высшим учебным заведением осуществляет ректор.

Студентом высшего учебного заведения является лицо, в установ­ленном порядке зачисленное в высшее учебное заведение для обучения.

Студенту высшего учебного заведения бесплатно выдаются сту­денческий билет и зачетная книжка установленного образца.

Студенты вправе:

2.        выбирать факультативные (необязательные для данного на­
правления) и элективные (избираемые в обязательном порядке) кур­сы, предлагаемые соответствующими факультетом и кафедрой; участвовать в формировании содержания своего образования при условии соблюдения требований государственных образователь­ных стандартов высшего профессионального образования; осваивать помимо учебных дисциплин по избранным направле­ниям подготовки (специальностям) любые другие учебные дисципли­ны, преподаваемые в данном высшем учебном заведении, в порядке, предусмотренном его уставом, а также преподаваемые в других высших учебных заведениях (по согласованию между их руководителями); участвовать в обсуждении и решении важнейших вопросов де­ятельности высших учебных заведений, в том числе через обществен­ные организации и органы управления высших учебных заведений; бесплатно пользоваться в государственных высших учебных заведениях библиотеками, информационными фондами, услугами учебных, научных, лечебных и других подразделений высшего учеб­ного заведения в порядке, установленном уставом высшего учебного заведения; принимать участие во всех видах научно-исследователь­ских работ, конференциях, симпозиумах; представлять свои работы для публикации, в том числе в изда­ниях высшего учебного заведения; обжаловать приказы и распоряжения администрации высшего
учебного заведения в установленном законодательством Российской Федерации порядке; получать образование по военной специальности в установ­ленном законодательством Российской Федерации порядке; переходить с платного обучения на бесплатное в порядке, пре­дусмотренном уставом высшего учебного заведения. Порядок назначения и выплаты стипендий устанавливается Пра­вительством РФ. Студенты высших учебных заведений вправе полу­чать стипендии, назначенные направившими их на обучение юриди­ческими или физическими лицами, а также именные стипендии на основании соответствующего положения. По медицинским показаниям и в других исключительных случаях студенту высшего учебного заведения предоставляется академичес­кий отпуск в порядке, установленном федеральным (центральным) органом управления образованием. Студентам очной формы обучения, обучающимся в высших учеб­ных заведениях, предоставляется отсрочка от призыва на военную службу на время обучения в соответствии с федеральным законом. Для студентов очной и очно-заочной (вечерней) форм обучения не менее чем два раза в учебном году устанавливаются каникулы общей продолжительностью не менее чем семь недель. Студент имеет право на восстановление в высшем учебном заве­дении в течение пяти лет после отчисления из него по собственному желанию или по уважительной причине с сохранением той основы обучения (бесплатной или платной), в соответствии с которой он обу­чался до отчисления. Порядок и условия восстановления в высшем учебном заведении студента, отчисленного по неуважительной причине, определяются уставом высшего учебного заведения. За успехи в учебе и активное участие в научно-исследовательской работе студенты высших учебных заведений получают моральное и (или) материальное поощрение в соответствии с уставом высшего учебного заведения. За нарушение студентом обязанностей, предусмотренных уставом высшего учебного заведения и правилами его внутреннего распоряд­ка, к нему могут быть применены дисциплинарные взыскания вплоть до отчисления из высшего учебного заведения. Дисциплинарное взыскание, в том числе отчисление, может быть наложено на студента высшего учебного заведения после получения от него объяснения в письменной форме. Дисциплинарное взыскание применяется не позднее чем через один месяц со дня обнаружения проступка и не позднее чем через шесть месяцев со дня его совершения, не считая времени болезни студента и (или) нахождения его на каникулах. Не допускается отчисле­ние студентов во время их болезни, каникул, академического отпуска или отпуска по беременности и родам. Статус студента негосударственного высшего учебного заведения, имеющего государственную аккредитацию, в отношении академиче­ских прав и академических свобод приравнивается к статусу студента государственного высшего учебного заведения, за исключением пра­ва на получение государственной стипендии. Статус студента негосу­дарственного высшего учебного заведения, не имеющего государст­венной аккредитации, определяется уставом этого высшего учебного заведения. Студентам, которые работают и обучаются, по месту их работы предоставляются дополнительные отпуска с сохранением средней за­работной платы. В последнее время в юридических вузах России приобре­ла популярность идея организации юридических клиник в форме общественных приемных при факультете или пра­возащитной организации. Студенты под руководством преподавателей осуществляют бесплатное юридическое об­служивание малоимущих. Таким образом, в систему тради­ционного юридического образования включается обучение практическим навыкам, необходимым для правовой дея­тельности, происходит критическое осмысление роли юрис­та в обществе. Организация юридических клиник изначаль­но осуществлялась при информационной и финансовой поддержке западных образовательных институтов, фондов и различных общественных организаций. На базе идей указанного клинического юридического об­разования в России создана система «обучения юристов на практике путем погружения в профессию». Так, студенты, пытаясь закрепить на практике свои умения, оказывают по­сильную помощь законодательным органам, депутатам, из­бирательным комиссиям, комиссиям по правам человека. Одновременно будущие специалисты изучают профессио­нальную этику, риторику и другие науки, способствующие развитию общей культуры. Развивается система многопред­метной подготовки специалистов в области юриспруденции с опорой на существующие традиции российского образования. В истории юридического образования известны весьма результативные успехи в этой области. Например, в Царско­сельском (Александровском) лицее, основанном в 1811 г., одновременно преподавались такие дисциплины, как права человека, словесность, риторика, стилистика и иностранные языки. Создание новых учебных заведений, осуществляющих подготовку юристов, потребовало обратить особое внимание на необходимость качественной подготовки тех, кто мог бы работать адвокатами, сотрудниками пенитенциарной систе­мы (системы мест лишения свободы). Так, появилась еще одна тенденция современного образования: усиление право-защитнического компонента учебных курсов. Весьма перспективными являются новые концепции дистанционного юридического образования. Его основу со­ставляет целенаправленная и контролируемая интенсивная самостоятельная работа обучаемого, который может учиться в удобном для себя месте, по индивидуальному расписанию, имея при себе комплект специальных средств обучения и согласованную возможность контакта с преподавателем по телефону, электронной и обычной почте. Такой интерактив­ный процесс взаимодействия субъектов имеет многоступен­чатый характер. Предусмотрены групповые коммуникацион­ные занятия, консультации с тьютором (преподавателем). Изучение каждой юридической дисциплины может длиться от одного до нескольких месяцев. Для студентов юридических вузов разработаны и специ­альные учебные курсы правовой информатики, которые позволяют грамотно организовать свою работу с юридичес­кой информацией

 

 

   Вопросы

Какие существуют организационно-правовые формы высших учебных заведений? В чем заключаются их различия? Какие вузы имеют право выдавать дипломы государственного образца? На что следует обратить внимание абитури­енту, выбирающему вуз для дальнейшего продолжения обра­зования? Какие документы должен иметь вуз? Что должно быть предусмотрено в договоре на обучение? Какими льготами при поступлении в вуз обладают граж­дане РФ? О каких правах студентов вам известно?

Задания 1.    

    Подберите информацию о вузах страны, в которых про­водится подготовка профессиональных юристов, и поясните
особенности каждого вуза. Составьте памятку для абитуриента, поступающего в вуз. Предусмотрите основные пункты, которые важны для грамотного правового поведения гражданина страны при вы­боре высшей школы. Проведите исследование по теме «Современный сту­дент: его проблемы и успехи». Опросите лиц, обучающихся в вузе. Выясните, с какими проблемами столкнулись студенты первых курсов обучения, не разочаровались ли они в своем выборе, каких ошибок следует избегать при обучении в вузе и пр. Разработайте анкету для проведения исследования, а его результаты обсудите в классе.

   4. Нормами каких отраслей права могут регулироваться образовательные отношения? Подберите конкретные приме­ры при разъяснении этого вопроса.

Просмотров: 3693 | Добавил: $Andrei$ | Теги: Профессиональное юридическое образо | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Календарь
«  Октябрь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Block title