Особенности административного права
С помощью административного права осуществляется
защита личности, прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан,
санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной
нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления
государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности,
собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических
лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также
предупреждение административных правонарушений.
Основой административного права служат
многочисленные источники. Важнейшими источниками административного права
являются Конституция РФ, федеральные конституционные законы («О Правительстве
Российской Федерации» и др.), федеральные законы — Кодекс РФ об административных
правонарушениях (КоАП РФ), «О милиции», «Об основах государственной службы в
Российской Федерации», «Об общих принципах организации местного самоуправления
в Российской Федерации», законы субъектов Федерации и подзаконные акты — указы
и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ,
акты исполнительных органов власти. В качестве источников административного
права следует выделить международные правовые акты.
В обществе на определенном этапе развития возникает потребность в
создании стабильных, организованных отношений между людьми и регулировании
вопросов совместной жизни путем управления. Управление позволяет
целенаправленно решать многие проблемы, вести хозяйство. Социальное управление
предполагает наличие определенной власти у одних людей и необходимость
подчиняться этой власти со стороны членов общества. Рассматривая структуру системы
социального управления, следует обратить внимание на субъекты и объекты
социального управления, в роли которых выступают группы людей или отдельные
индивиды. Человек, находясь в социуме, действует, руководствуясь определенными
целями. Именно это и требует специального механизма управления, который
обеспечивает целостность общества, его совершенствование и развитие.
Управление осуществляется в разных сферах
общественной жизни, существуют также и разнообразные субъекты и объекты этого
процесса. Управленческие отношения имеют свои особенности в зависимости от
сферы, где они функционируют, и средств, которыми они обеспечиваются. Оттого,
насколько развито управление инфраструктуры всей государственно-правовой
системы, ее элементов, будет зависеть эффективность существования общества и
его дальнейшее развитие.
С момента зарождения государство воздействовало
на общество и жизнь людей, что привело к появлению государственного
управления, осуществляемого системно и организованно.
Государственное управление обеспечивается
методами убеждения и принуждения.
Метод убеждения — система воспитательных, разъяснительных и поощрительных действий государственных и общественных органов, направленных на формирование в сознании граждан уверенности в справедливости правовых предписаний, необходимости их выполнять.
В сфере управления важным представляется
стимулирование граждан, поддержание правомерного поведения, например,
предусмотрены награждения за заслуги в социально-полезной для общества
деятельности. Однако без принуждения в управлении не обойтись. Когда люди нарушают
закон и сознательно не выполняют свои обязанности, проводятся разъяснительные
мероприятия, предусматриваются предупреждения за совершение правонарушений.
Государственное принуждение — внешнее, силовое воздействие государства на людей.
Государственное принуждение выступает в форме
административного, дисциплинарного, уголовного и гражданско-правового
принуждения.
Административное принуждение — это часть государственного
принуждения.
Административное принуждение состоит в психическом, физическом, экономическом воздействии на сознание и поведение людей, применяемом в сфере государственного управления в целях привлечения виновных лиц к административной ответственности, пресечения и предупреждения административных правонарушений.
В большинстве случаев оно применяется в
отношении субъектов (физических и юридических лиц), совершивших
административное правонарушение, но может осуществляться и при отсутствии
правонарушения, например, если гражданин совершил проступок, не представляющий
большой общественной опасности, или есть основания полагать, что гражданин
может совершить правонарушение и необходимо применить такую меру
административного принуждения, как личный досмотр.
Меры административного принуждения исходят от
компетентных органов государственного управления на основе внеслужебного
подчинения. Иными словами, эти меры применяются к лицам и органам, в отношении
которых субъект административной власти не является вышестоящим в порядке
подчиненности. Особенностью этих органов является их множественность.
Административное принуждение применяют суд, административные комиссии,
различные инспекции, органы милиции и т.д. Порядок административного
принуждения строго регламентирован нормативными правовыми актами и отличается
оперативностью и т.д.
МЕРЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ:
-Меры административного предупреждения
-Меры административного наказания
-Меры административного пресечения
-Восстановительные меры
-Административные меры процессуального обеспечения
Административно-предупредительные меры носят профилактический характер и направлены на
предотвращение правонарушений. Поэтому основанием для их применения является не
правонарушение, а наступление особых установленных законодательством условий,
когда интересам личности, общества или государства создается реальная угроза.
К административно-предупредительным мерам относят: административный надзор за
лицами, освобожденными из мест лишения свободы, введение карантина, прекращение
движения транспортных средств и пешеходов при возникновении угрозы
общественной безопасности и др.
Меры административного пресечения направлены на принудительное прекращение
противоправного поведения, принуждение правонарушителя вести себя правомерно,
создание условий для возможного привлечения
виновных лиц к административной ответственности. Меры административного
пресечения многообразны. К ним относятся: задержание нарушителя общественного
порядка с последующим наложением на него административного штрафа; арест и
изъятие имущества, находящегося в неправомерном владении; закрытие предприятия
общественного питания в связи с антисанитарным состоянием; принудительное
лечение; личный досмотр и досмотр вещей и др.
Административное наказание представляет собой меры административной
ответственности и применяется за совершение административного правонарушения,
носит штрафной характер, то есть лишает правонарушителя определенных прав,
благ и возлагает на него специальные (штрафные) обязанности в воспитательных
целях.
Меры процессуального обеспечения направлены на выявление правонарушения,
установления личности нарушителя, обнаружения и исследования доказательств,
необходимых для установления истины по делу.
Восстановительные меры применяются с целью возмещения причиненного
ущерба, восстановления прежнего положения вещей. К ним относятся: изъятие
имущества и документов, принудительное прекращение права собственности,
взыскание незаконно полученного, отмена незаконных актов и т.д.
Многие юристы подчеркивают, что государственное
управление призвано исполнять законы, а также реализовывать волю людей,
живущих в конкретном государстве. Государственное управление регламентируется
нормами различных отраслей права.
|