Особенности административного права С помощью административного права осуществляется защита личности, прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений. Основой административного права служат многочисленные источники. Важнейшими источниками административного права являются Конституция РФ, федеральные конституционные законы, федеральныезаконы – Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ), «О милиции», «Об основных Дюнах государствен ной службы в Российской Федерации», «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», законы субъектов Федерации и подзаконные акты - - указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, акты исполнительных органов власти. В качестве источников административного права следует выделить международные правовые акты. В обществе на определенном этапе развития возникает потребность в создании стабильных, организованных отношений между людьми и регулировании вопросов совместной жизни путем управления. Управление позволяет целенаправленно решать многие проблемы, вести хозяйство. Социальное управление предполагает наличие определенной власти у одних людей и необходимость подчиняться этой власти со стороны членов общества. Рассматривая структуру системы социального управления, следует обратить внимание на субъекты и объекты социального управления, в роли которых выступают группы людей или отдельные индивиды. Человек, находясь в социуме, действует, руководствуясь определенными целями. Именно это и требует специального механизма управления, который обеспечивает целостность общества, его совершенствование и развитие. Управление осуществляется в разных сферах общественной жизни, существуют также и разнообразные субъекты и объекты этого процесса. Управленческие отношения имеют свои особенности в зависимости от сферы, где они функционируют, и средств, которыми они обеспечиваются. Оттого, насколько развито управление инфраструктуры всей государственно-правовой системы, ее элементов, будет зависеть эффективность существования общества и его дальнейшее развитие. В сфере управления важным представляется стимулирование гражлаи. поддержание правомерного поведении, например, предусмотрены награждения за заслуги в социально-полезной для общества деятельности. Однако без принуждения в управлении не обойтись. Когда люди нару-шакп закон и сознательно не выполняют свои обязанности, проводятся разъяснительные мероприятия, предусматриваются предупреждения за совершение правонарушений. Государственное принуждение --- внешнее, силовое воздействие государства на людей. Государственное принуждение выступает в форме административного, дисциплинарного, уголовного и гражданско-правового принуждения. Административное принуждение -- это часть государственного принуждения. Административное принуждение состоит в психическом, физическом, экономическом воздействии на сознание и поведение людей, применяемом в сфере государственного управления в целях привлечения виновных лиц к административной ответственности, пресечения и предупреждения административных правонарушений. В большинстве случаев оно применяется в отношении субъектов (физических и юридических лиц), совершивших административное правонарушение, но может осуществляться и при отсутствии правонарушения, например, если гражданин совершил проступок, не представляющий большой общественной опасности, или есть основания полагать, что гражданин может совершить правонарушение и необхо димо применить такую меру административного принужде- ния как личный досмотр. Меры административного принуждения исходят от компетентных органов государственного управления на основе внеслужебного подчинения. Иными словами, эти меры применяются к липам и органам, в отношении которых субъект административной власти не является вышестоящим в порядке подчиненности. Особенностью этих органов является их множественность. Административное принуждение применяют суд, административные комиссии, различные инспекции, органы милиции и т.д. Порядок административного принуждения строго регламентирован нормативными правовыми актами и отличается оперативностью и т.д. Административно-предупредительные меры носят профилактический характер и направлены на предотвращение правонарушений. Поэтому основанием для их применения является не правонарушение, а наступление особых установленных законодательством условий, когда интересам личности, общества или государства создается реальная угроза. К административно-предупредительным мерам относят: административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, введение карантина, прекращение движения транспортных средств и пешеходов при возникновении угрозы общественной безопасности и др. Меры административного пресечения направлены на принудительное прекращение противоправного поведения принуждение правонарушителя вести себя правомерно, создание условий для возможного привлечения виновных лиц к административной ответственности. Меры процессуального обеспечения направлены на выявление правонарушения, установления личности нарушителя, обнаружения и исследования доказательств, необходимых для установления истины по делу. Восстановительные меры применяются с целью возмещения причиненного ущерба, восстановления прежнего положения вещей. К ним относятся: изъятие имущества и документов, принудительное прекращение права собственности, взыскание незаконно полученного, отмена незаконных актов и т.д. Многие юристы подчеркивают, что государственное управление призвано исполнять законы, а также реализовывать волю людей, живущих в конкретном государстве. Государственное управление регламентируется нормами различных отраслей права.
|