Четверг, 28.03.2024, 23:59
Приветствую Вас Гость | RSS

Право

Право
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 69
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Блог

Главная » 2013 » Октябрь » 19 » Правовое регулирование отношений в области образования
21:47
Правовое регулирование отношений в области образования

 Правовое регулирование отношений в области образования

В России, как и в других государствах, сложилась целост­ная система правовых норм, устанавливающих общеобяза­тельные правила в области образования. Они содержатся в Конституции РФ, Законах РФ «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», указах Президента РФ и постановлениях Правительства РФ, в ло­кальных документах, имеющих важное значение, — уставах и положениях конкретного образовательного учреждения. Та­ких правил накопилось много, что позволило некоторым юристам говорить об особом образовательном праве.

Каждый гражданин России обязан получить основное общее образование. Родители или те, кто их заменяет, обес­печивают реализацию этого правила.

Государственная политика в области образования осно­вывается на важных принципах, закрепленных в законе.

Первыми педагогами являются родители. Для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и ук­репления их физического и психического здоровья, развития их способностей в помощь семье действуют дошкольные об­разовательные учреждения — ясли и детские сады. Они обес­печивают присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от двух месяцев до семи лет. Достигнув шести с половиной лет, каждый ребенок имеет право идти в школу — в первый класс. Взрослея, он шагает по ступеням образования: начальное об­разование (с 1 по 4 класс), основное общее (с 5 по 9 класс) и среднее (полное) (10—11 классы).

Требование обязательности основного общего образования при­менительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до дости­жения им возраста 15 лет, если соответствующее образование не было получено им ранее.

Предельный возраст обучающегося для получения основного об­щего образования в общеобразовательном учреждении по очной фор­ме обучения — 18 лет.

В нашей стране созданы различные виды общеобразова­тельных учреждений: школы с углубленным изучением от­дельных предметов; гимназии, которые ведут дополнительную подготовку школьников по предметам гуманитарного профи­ля; лицеи, обеспечивающие углубленное изучение предметов естественного, технического профиля. Создаются и многопро­фильные школы, предоставляющие возможность обучать детей по различным направлениям подготовки; школы для одаренных детей или детей, страдающих отдельными видами заболеваний. Предусмотрены и спецшколы, куда направляют­ся для обучения дети, постоянно нарушающие школьную дисциплину, имеющие проблемы с воспитанием; вечерние и заочные школы, школы в местах лишения свободы.

Общеобразовательное учреждение создается учредителем по собственной инициативе и обязательно регистрируется. Учредителем государственной школы является федеральный орган государственной власти или орган власти субъекта Фе­дерации. Учредителем муниципального общеобразователь­ного учреждения является орган местного самоуправления. Школы могут быть государственные, муниципальные, част­ные. Однако, несмотря на их различия, законом предусмот­рено сохранение единого образовательного пространства. Оно поддерживается общими правилами, которые должны соблюдать любые образовательные учреждения.

Общеобразовательное учреждение может осуществлять образование по своей программе, а также предоставлять до­полнительные образовательные услуги только при наличии лицензии — государственного документа (разрешения), удос­товеряющего наличие всех условий для качественной обра­зовательной деятельности. Школа проходит аттестацию и аккредитацию, подтверждающие качество образования, процедура которых также регламентирована на законода­тельном уровне.

Большое значение в современной жизни играет система дополнительного образования. Взрослым она позволяет ме­нять квалификацию, повышать уровень своих знаний. Это немаловажно в условиях безработицы, миграции. Получить дополнительное образование можно на курсах повышения квалификации, в центрах профориентации, музыкальных и художественных школах, студиях и т.д. Популярностью пользуются курсы иностранных языков, компьютерные кур­сы, курсы по подготовке в вуз. Однако, прежде чем восполь­зоваться их услугами, следует выяснить, являются ли эти курсы, студии самостоятельным юридическим лицом или входят в состав другой организации (школы, вуза, клуба и пр.), так как в случае возникновения претензий их при­дется предъявлять к организации как таковой. Нужно узнать не только фактический, но и юридический адрес организа­ции, указанный на ее учредительных документах. Образова­тельная деятельность, которая связана с выдачей документов об образовании или квалификации, подлежит лицензирова­нию, поэтому необходимо убедиться в наличии у организа­ции, предлагающей услуги, лицензии. Такой документ обя­заны предоставить по первому требованию.

В лицензии указываются наименование органа, который ее выдал (Министерство образования и науки РФ, го­сударственный орган управления образованием субъекта Федерации или орган местного самоуправления), регистрационный номер документа, дата принятия решения о ее вы­даче, наименование и местонахождение просителя лицен­зии, срок действия лицензии. При этом следует иметь в виду, что лицензия не дает стопроцентной гарантии качественно­го обучения и не влечет ответственности государства в слу­чае возникновения претензий.

На отношения, возникающие между обучающимся и обу­чающей организацией, распространяется действие Граждан­ского кодекса РФ и Закона РФ «О защите прав потреби­телей».

Заключение договора между сторонами подтверждает квитанция об оплате за услуги, выданные учебные пособия и др. Часто заключается специальный договор на обучение. Если одной стороной отношений является ребенок до 14 лет, то договор подписывают родители, а если это подросток от 14 до 18 лет, то договор подписывает он сам, а родители вы­ражают на этом документе свое согласие. Но предваритель­но такой документ следует основательно изучить, поскольку информация, которая была получена вами о курсах в газете или по телефону, может не совпадать с конкретными услови­ями, предусмотренными в договоре.

Между сторонами часто возникают споры из-за пропуска занятий по болезни или ликвидации организации. Вопрос о пропуске занятий конкретно в законе не оговаривается, поэтому до подписания договора на это также следует обра­тить внимание. Например, в некоторых договорах или иных документах предусмотрено, что за пропущенные занятия деньги не возвращают. При этом причина пропуска не имеет юридического значения.

Деньги за обучение чаще всего берутся вперед. В догово­ре может быть предусмотрено право организации повышать размер оплаты.

Существуют государственные стандарты — требования к уровню подготовки школьников по различным областям знаний, в которых прописано, что именно должен знать, уметь ученик на каждой ступени обучения, какой опыт он должен приобрести и т.д. Этот документ является важной основой деятельности любой школы независимо от типа и вида.

Законом предусмотрено проведение итоговой государст­венной аттестации (проверки) подготовки школьников, ко­торая позволяет судить об уровне их обученности. По итогам такой аттестации выпускник получает государственный доку­мент — аттестат, который заверяется печатью школы. Он яв­ляется свидетельством о полученном образовании и позво­ляет продолжить обучение, приобретая специальные знания по выбранной специальности в техникуме, вузе и т.д.

В школах не допускается создание общественно-полити­ческих и религиозных движений, организаций. Однако по инициативе школьников могут создаваться детские объеди­нения.

В общеобразовательном учреждении должно быть орга­низовано питание, а также помещение для хранения и при­готовления пищи. Законом предусмотрено медицинское об­служивание обучающихся.

При наличии лицензии по договорам с организациями можно осуществлять профессиональную подготовку учени­ков в качестве дополнительной услуги, в том числе и за плату.

Образовательный процесс выстраивается в школе на осно­ве учебного плана, который разрабатывается ею самостоятель­но на базе примерного, создаваемого Министерством образо­вания и науки РФ, и регламентируется расписанием занятий.

Существуют специальные санитарно-гигиенические тре­бования, в которых предусмотрена предельная учебная на­грузка и режим занятий. Учебный год начинается 1 сентября. Его продолжительность устанавливается для учеников пер­вого класса — 33 недели, а для школьников более старших классов — не менее 34. Продолжительность каникул в тече­ние года должна составлять не менее 30 календарных дней, а летом — не менее восьми недель. Для обучающихся в пер­вом классе устанавливаются дополнительные каникулы.



Права и обязанности субъектов образовательных правоотношений

Образовательные программы осваиваются в различных формах, и закон разрешает их выбирать. Например, преду­смотрено семейное образование или экстернат. В этом случае родители и школа подписывают соглашение, по которому школа предоставляет семье программы занятий, учебники, консультации и обязана контролировать знания ребенка. На любом этапе семейного образования разрешается изме­нить его форму и продолжить обучение в школе.

Школы сами подбирают кадры, проводят работы по обо­рудованию помещений, ведут прием учащихся.

Школа разрабатывает свой устав. В нем определяются порядок осуществления учебного процесса, права и обязан­ности администрации, педагогов, обслуживающего персона­ла, учащихся, их родителей. При поступлении в школу сле­дует ознакомиться с его содержанием.

Юридическими нормами устанавливаются права и обя­занности обучающихся.

Обучающиеся в государственных и муниципальных общеобразо­вательных учреждениях имеют право на:

   получение бесплатного общего образования (начального, ос­новного, среднего (полного) в соответствии с государственными стан­дартами;

   обучение по индивидуальному учебному плану; ускоренный курс обучения;

   бесплатное пользование библиотечно-информационными ре­сурсами;

   получение дополнительных, в том числе платных, образователь­ных услуг;

•   участие в управлении общеобразовательным учреждением в форме, определяемой уставом;

уважение человеческого достоинства, на свободу совести и ин­формации, свободное выражение собственных взглядов и убеждений.

Общеобразовательному учреждению запрещается привле­кать обучающихся к труду, не предусмотренному образова­тельной программой, без их согласия и согласия их родителей.

Те, кто не завершил основное общее образование или сред­нее (полное), получают только справки, а не аттестаты.

До настоящего времени выпускники, достигшие успехов в освоении школьных учебных программ, получали награ­ды — золотую или серебряную медаль. Заслуги тех, кто про­явил себя при изучении отдельных предметов, отмечаются похвальной грамотой.

Закон определяет и обязанности школьников. Так, они должны соблюдать устав школы, добросовестно учиться, бе­режно относиться к имуществу, уважать честь и достоинство других, выполнять требования работников учреждения по соблюдению правил внутреннего трудового распорядка.

По решению органа управления общеобразовательного учрежде­ния за совершение противоправных действий, грубые и неоднократ­ные нарушения устава допускается в качестве крайней меры педагоги­ческого воздействия исключение из этого учреждения обучающихся, достигших 14 лет.

Законом установлены права и обязанности педагогов, призванных организовывать учебно-воспитательный про­цесс. Им разрешается самостоятельно выбирать методики обучения и воспитания, учебники, пособия и материалы для занятий, а также методы оценки знаний обучающихся. Пе­дагоги обязаны заботиться о повышении своего профессио­нального мастерства, а потому проходят специальную подго­товку в системе повышения квалификации.

Учителям устанавливаются сокращенная рабочая неделя, удлиненный оплачиваемый отпуск, пенсия за выслугу лет, социальные гарантии.

Руководство общеобразовательным учреждением осуще­ствляет прошедший аттестацию руководитель — директор. Основными формами самоуправления являются совет обще­образовательного учреждения, попечительский совет, общее собрание, педагогический совет.

Среднее (полное) общее образование завершается дости­жением второго образовательного уровня. Это основа для по­лучения среднего профессионального и высшего образования.

Начальное профессиональное образование — третий образовательный уровень. На этом этапе обучения готоцят работников квалифицированного труда — рабочих, служа­щих. Такое образование может быть получено в образова­тельных комплексах, лицеях.

Среднее профессиональное образование — четвертый уровень. Те, кто уже имеет начальное профессиональное об­разование, получают среднее профессиональное образова­ние по специальным сокращенным программам. К средним специальным учебным заведениям относятся колледжи.

Высшее профессиональное образование — пятый обра­зовательный уровень. Оно может быть получено в универси­тетах, академиях, институтах.

Для поступления в высшее учебное заведение предусмот­рена система конкурсного отбора желающих — абитуриен­тов, которые сдают заранее известные им экзамены, зачеты по отдельным предметам, проходят собеседования. Про­граммы проверки знаний, умений бывших школьников должны быть основаны на примерных базовых программах образовательных стандартов знаний. В настоящее время в России практикуется система единого государственного экзамена, позволяющая совмещать выпускные экзамены в школах с экзаменами, которые предусмотрены как вступи­тельные в вузы. Кроме заранее обозначенного количества бесплатных мест в государственном вузе предусматривается система платного обучения. В последние годы появились не­государственные вузы, в которых обучение является плат­ным по всем факультетам и специальностям. Его учредите­лями могут быть различные лица.

Поступая в вуз, необходимо убедиться в наличии лицен­зии, государственной аккредитации той специальности, по которой хочет обучаться студент, внимательно ознако­миться с договором, который предлагает заключить вуз, ока­зывая образовательные услуги. Следует также обратить вни­мание на плату за обучение, права и обязанности сторон по договору.

Для обеспечения качественного образования, мобильно­сти специалистов, которые его получают (это значит, что студент любого вуза может перемещаться в другой вуз, а за­кончив его, работать в любой стране Европы), создается не­прерывное образование. Высшее образование становится многоуровневым. За первые два года обучения (первый уро­вень) студент получает неполное высшее образование. Вто­рой уровень — подготовка специалистов, которым может быть присвоена квалификация «бакалавр». Нормативный срок обучения вместе с первым уровнем составляет не менее четырех лет. Обучение на третьем уровне осуществляется по основным образовательным программам двух типов, обеспе­чивающим подготовку специалистов с традиционной квали­фикацией — инженер, юрист, учитель, экономист и пр. Подготовка магистров может осуществляться по соответст­вующему направлению и предусматривает не менее чем двухлетнюю подготовку, включая практику. Общий срок обучения — не менее шести лет.

Подготовка специалистов осуществляется в течение пяти-шести лет и завершается итоговой аттестацией, вклю­чая дипломную работу с присвоением выпускнику квалифи­кации специалиста, которая удостоверяется дипломом. Дип­лом государственного образца может выдавать только тот вуз, который прошел аккредитацию.

Диплом дает право заниматься профессиональной дея­тельностью.

Послевузовское профессиональное образование — шес­той образовательный уровень. Оно может быть получено в аспирантуре, адъюнктуре, ординатуре.

В Российской Федерации граждане могут получать не только одно высшее образование. По особым сокращенным программам предусматривается возможность получения второго высшего образования, что продиктовано потреб­ностями современной жизни.

Просмотров: 13725 | Добавил: $Andrei$ | Теги: Права и обязанности субъектов образ, Правовое регулирование отношений в | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 SergLes  
0
<a href=http://zmkshop.ru/>консольные металлоконструкции</a>

Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Календарь
«  Октябрь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Block title