Экологическое право
Воскресенье, 04.12.2016, 13:11
Приветствую Вас Гость | RSS

Право

Право
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 64
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Блог

Главная » 2013 » Октябрь » 19 » Экологическое право
21:36
Экологическое право

 Экологическое право

В последние годы мы все чаще говорим о важных гло­бальных проблемах человечества, от решения которых зави­сит жизнь на Земле. Среди вопросов, требующих серьезного внимания, важное место занимают экологические пробле­мы. Их нерешенность вызывает беспокойство мировой об­щественности, так как затрагивает интересы многих стран.

Экология наука о среде обитания человека и окружаю­щем мире.

Экологическое право совокупность юридических норм, предназначенных для регулирования поведения лю­дей по отношению к окружающей природной среде.

Экологические права считаются особой разновидностью конституционных прав человека, связанных с окружающей и природной средой. Кроме Конституции РФ важные поло­жения содержатся в федеральных законах «Об охране окру­жающей природной среды», «Об экологической экспертизе».

Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истоще­ния, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздейст­вия хозяйственной и иной деятельности являются:

   земли, недра, почвы;

   поверхностные и подземные воды;

   леса и иная растительность, животные и другие организмы и их
генетический фонд;

   атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное
космическое пространство.

Особой охране подлежат объекты, включенные в Список всемирного культурного наследия и Список всемирного при­родного наследия: государственные природные заповедники, в том числе биосферные, государственные природные заказ­ники; памятники природы, национальные, природные и ден­дрологические парки, ботанические сады, лечебно-оздорови­тельные местности и курорты, иные природные комплексы; исконная среда обитания, места традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных на­родов Российской Федерации; объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетичес­кое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значе­ние; континентальный шельф и исключительная экономиче­ская зона Российской Федерации; редкие или находящиеся под угрозой исчезновения почвы, леса и иная растительность, животные и другие организмы и места их обитания.

У каждого из нас есть право на благоприятную окружаю­щую среду, экологически чистые продукты питания, безвред­ные предметы повседневного спроса, безопасные условия труда, а также право на возмещение ущерба, причиненного экологическим правонарушением здоровью и имуществу че­ловека, и право на получение достоверной информации о со­стоянии окружающей природной среды, о государственной или частной деятельности, способной нанести ущерб природ­ной среде. Однако только провозгласить права мало, важно обеспечить реальную возможность гарантировать эти права.

В настоящее время существует более 300 международных и региональных соглашений по экологии. Они предусматри­вают обязанность государственных органов, а также физиче­ских и юридических лиц заботиться о сохранении окружаю­щей среды, бережно относиться к природным богатствам. Созданы специальные организации, призванные охранять природу: Всемирная метеорологическая организация (ВМО), Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ), Международный союз охраны природы и природных ресур­сов (МСОП).

Совокупность юридических норм, регулирующих взаи­моотношения человека и природы, позволяет выделить меж­дународное экологическое и национальное экологическое право. В структуре международного экологического права существуют нормы, которые подлежат обязательному ис­полнению, и нормы, носящие рекомендательный характер. В их основе лежат общепризнанные нормы и принципы, межгосударственные соглашения (договоры, конвенции). К числу таких соглашений относится, например, Конвенция о запрещении военного и любого иного враждебного ис­пользования средств воздействия на природную среду 1977 г., Конвенция по предотвращению загрязнения с судов 1973 г., Конвенция об охране фауны и флоры в Европе 1979 г. и др. Декларации, резолюции, решения международных конференций носят рекомендательный характер. Например, известен документ под названием «РИО-92», принятый Бра­зильской конференцией ООН по окружающей среде и раз­витию, представляющий собой долгосрочную программу всемирных действий по охране окружающей среды и обеспе­чению рационального использования природных ресурсов.

Природа играет важную роль в жизни человечества. С од­ной стороны, это источник ресурсов для производства, с другой стороны — это среда обитания людей. Таким образом, право в этой сфере регулирует отношения, направлен­ные на удовлетворение потребностей людей в природных ре­сурсах Земли (газ, уголь, нефть и пр.), и отношений, направ­ленных на охрану природной среды жизнедеятельности человека.

В рамках российской экологической отрасли права выде­ляют природоохранное и природоресурсное законодательства.

Природоохранные нормы — юридические правила об охра­не окружающей среды.

Природоресурсные нормы — юридические правила об ис­пользовании природных ресурсов — земли, недр, воды, воз­духа, животного мира.

Источниками в области экологии являются законы «Об охране окружающей среды», «О недрах», «Об охране атмосферного воздуха», «О животном мире», Земельный кодекс РФ, Водный кодекс РФ, Лес­ной кодекс РФ.

Главную роль в решении экологических проблем должно играть государство, которое проводит специальную экологи­ческую политику. Ее цель — оздоровление экологической обстановки в стране, снижение ее неблагоприятного влия­ния на здоровье населения, сохранение жизнеобеспечиваю­щих функций биосферы, участие в международной природо­охранительной деятельности. Правовые нормы об охране окружающей среды предоставляют гражданам право пользо­ваться природой. У каждого есть право работать на земле: са­жать овощи или фрукты, убирать урожай, разводить сады и огороды; право пользоваться водой и полезными ископае­мыми — песком, глиной, торфом.

Заботясь о сохранении природной среды обитания, люди могут объединяться, создавать организации по охране при­роды, разрабатывать проекты, программы, проводить кон­кретные мероприятия по улучшению окружающей среды. Природоохранные организации имеют право требовать про­ведения государственной или общественной экологической экспертизы.

Массовые мероприятия могут играть важную роль в фор­мировании экологической культуры человека. Гражданам разрешено проводить митинги, собрания, шествия, демон­страции, а также писать жалобы, заявления по различным вопросам охраны окружающей среды.

Каждый человек обладает правом на полную, достовер­ную информацию об окружающей среде. Граждане вправе, привлекая суд и другие органы, требовать запрета на строи­тельство экологически небезопасных объектов, которые мо­гут повлиять на здоровье людей. При этом они имеют право на возмещение ущерба, причиненного экологическим пра­вонарушением.

Нельзя оставлять в тайне сведения об экологических про­исшествиях, катастрофах, чрезвычайных бедствиях, способ­ных нанести ущерб здоровью и жизни людей.

Закон содержит ряд экологических требований, к числу которых относятся: нормирование качества окружающей природной среды и воздействия на нее; разрешительный по­рядок природопользования; контроль за состоянием окру­жающей среды.

    Важными правовыми документами, которые использу­ются для охраны окружающей среды и определяют порядок использования природных ресурсов, являются экологичес­кие нормативы. В Российской Федерации действуют норма­тивы предельно допустимых концентраций (ПДК): загряз­няющих веществ в атмосферном воздухе, водных объектах и почве, вредных физических воздействий на природную среду (электромагнитные поля, шумы и пр.), предельного содержания химических веществ в продуктах питания. Раз­работаны и приняты предельно допустимые уровни радиа­ции, нормативы выбросов и сбросов в окружающую среду. Установлены лимиты — ограничения по объемам использо­вания природных ресурсов.

Экологические нормативы утверждаются специальными уполномоченными на то государственными органами РФ в области охраны окружающей среды. На территории запо­ведников, национальных парков действуют более строгие нормативы предельно допустимых вредных воздействий на окружающую природу.

Для создания экономической заинтересованности людей и организаций в соблюдении таких нормативов введена пла­та за пользование природными ресурсами, загрязнение окружающей среды и другие виды вредного воздействия.

К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся:

   выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ;

   сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микро­ организмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;

   загрязнение недр, почв;

   размещение отходов производства и потребления;

   загрязнение окружающей среды шумом, теплом, элек­тромагнитными, ионизирующими и другими видами физи­ческих воздействий;

   иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

При выводе из эксплуатации зданий, строений, сооруже­ний и иных объектов должны быть разработаны и реализова­ны мероприятия по восстановлению природной среды, в том числе по воспроизводству компонентов природной среды, в целях обеспечения благоприятной окружающей среды.

Перепрофилирование функций зданий, строений, соору­жений и иных объектов должно быть согласовано с органами исполнительной власти, которые осуществляют государст­венное управление в области охраны окружающей среды. Юридические и физические лица, осуществляющие эксплу­атацию автомобильных и иных оказывающих негативное воздействие на окружающую среду транспортных средств, обязаны соблюдать нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, а также принимать меры по обезвреживанию загрязняющих веществ, в том чис­ле их нейтрализации, снижению уровня шума и иного нега­тивного воздействия на окружающую среду.

Законодательством предусмотрена плата за природные ресурсы. Она состоит из трех компонентов: платы за право пользования природными ресурсами в пределах установлен­ных лимитов; платы за сверхлимитное и нерациональное ис­пользование природных ресурсов; платы на воспроизводст­во и охрану природных ресурсов. Плата за загрязнение окружающей среды и другие виды вредного воздействия взи­мается за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, разме­щение отходов и т.д.

Внесение платы не освобождает природопользователей от мероприятий по охране окружающей среды.

Государство осуществляет регулирование производствен­ной и непроизводственной деятельности, связанной с ис­пользованием природных ресурсов и влияющей на состоя­ние окружающей среды путем выдачи специальных разрешений — лицензий на природопользование. Юридиче­ские и физические лица обязаны в установленных законом случаях получить разрешения государственных органов, в чьей компетенции находится охрана окружающей среды.

   При планировании и строительстве новых объектов, вводе в строй предприятий действует разрешительный механизм. Он предусматривает обязательное согласование проектов, отвод земельного участка, оценку влияния предполагаемого объекта на окружающую среду и пр.

Контрольно-надзорная деятельность государственных органов в области охраны окружающей среды осуществляет­ся в трех направлениях: предупредительный контроль (эко­логическая экспертиза проектов); последующий контроль (инспектирование, проверка соблюдения экологических требований); мониторинг (отслеживание состояния окружа­ющей среды).

Государственная экологическая экспертиза помогает продуманно реализовать многие хозяйственные проекты.

Закон «Об охране окружающей природной среды» опре­деляет задачи правового регулирования экологических правоотношений: сохранение природной среды; предупреж­дение и устранение вредного влияния хозяйственной дея­тельности на природу и здоровье человека; оздоровление и улучшение качества окружающей природной среды.

Государственное управление в области охраны окружаю­щей среды возложено на Правительство РФ и специальные органы федеральной исполнительной власти. Основным ор­ганом управления является Министерство природных ресур­сов РФ.

Министерство природных ресурсов РФ осуществляет государ­ственную политику, управление в сфере изучения, использования, охраны природных ресурсов (недр, лесов, водных объектов, а также животного и растительного мира), координирует деятельность других федеральных органов в этой сфере, обеспечивает организацию госу­дарственной экологической экспертизы.

Специфические функции управления осуществляют фе­деральные службы и агентства. Среди них: Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды; Федеральная служба по экологическому, технологиче­скому и атомному надзору; Федеральная служба по надзору в сфере природопользования; Федеральная служба по ветери­нарному и фитосанитарному надзору; Федеральное агентство-по рыболовству; Федеральное агентство по сельскому хозяй­ству; Федеральное агентство водных ресурсов; Федеральное агентство лесного хозяйства. Многие вопросы в этой сфере решают другие федеральные органы по согласованию со спе­циально уполномоченными органами управления.

Государственный экологический контроль осуществляет­ся инспекторами государственных органов в области охраны окружающей среды. Контроль предполагает проверку со­блюдения экологического законодательства, применения мер по поддержанию экологического правопорядка и при­влечение нарушителей к ответственности. Должностные ли­ца органов государственного экологического контроля име­ют право: посещать предприятия, учреждения, знакомиться с их документами, проверять работу очистных сооружений, требовать устранения выявленных недостатков, принимать решения о приостановлении работы тех организаций, кото­рые причиняют вред окружающей среде.

Те территории, где произошли негативные изменения, влекущие за собой человеческие жертвы, объявляются зо­ной чрезвычайной экологической ситуации. При этом воз­можна эвакуация населения, людям оказывается экстрен­ная медицинская и иная помощь. Разрабатывается система возмещения вреда, который был нанесен людям и их иму­ществу.

Федеральная служба по гидрометеорологии и монито­рингу окружающей среды осуществляет контроль за соблюде­нием законодательства об охране атмосферного воздуха, био­сферных заповедников, собирает и систематизирует информацию о химическом, радиоактивном загрязнении природной среды. Кроме того, она призвана прогнозировать природные условия, сообщать экстренную информацию, которая поможет предотвратить экологические бедствия.

В жизни мы часто сталкиваемся с нарушением экологи­ческих прав: возводят ТЭЦ рядом с жилыми постройками, вырубаются парки и зеленые насаждения, устраиваются свалки мусора и пр.

В этих случаях на помощь должен прийти закон. Именно он предоставляет возможность гражданам обращаться в суд с требованием признать неправомерными подобные меропри­ятия. При этом важно напомнить об ущемлении конститу­ционных прав каждого из нас. Государство обязано создавать специальные компетентные органы, которые могли бы про­водить мониторинг окружающей среды, то есть комплекс мероприятий по анализу ее состояния.

Много проблем возникает и в связи с варварским отно­шением человека к вымирающим животным и растениям. Для охраны и учета редких и находящихся под угрозой ис­чезновения растений, животных и других организмов учреж­дена Красная книга РФ и красные книги субъектов Федера­ции. Растения, животные и другие организмы, относящиеся к видам, занесенным в них, повсеместно подлежат изъятию из хозяйственного использования. Для сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, живот­ных и других организмов их генетический фонд подлежит сохранению в низкотемпературных генетических банках, а также в искусственно созданной среде обитания. Запреща­ется деятельность, ведущая к сокращению численности этих растений, животных и других организмов и ухудшающая среду их обитания.

Просмотров: 1289 | Добавил: $Andrei$ | Теги: экологическое право, экология | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Календарь
«  Октябрь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Block title