Условно административно-правовые отношения можно подразделить на внутриаппаратные отношения и взаимоотношения органов исполнительной власти с гражданами, юридическими лицами и государством. Взаимоотношения сторон в области административного права неравное. Один из субъектов обязательно обладает властью, основанной на законе. Административные правоотношения — правоотношения, в которых субъекты обладают властью, а их взаимоотношения основываются на началах «власть — подчинение». В административных отношениях важным является умение властвовать и подчиняться. Такие отношения складываются по волеизъявлению одной из сторон. Например, сотрудник милиции штрафует водителя, нарушившего правила дорожного движения. Работник правоохранительных органов наделен властью и определенной компетенцией. А правонарушитель обязан подчиниться закону и власти милиционера. Компетенция — совокупность юридических прав и обязанностей органа или должностного лица, закрепленных в нормативных актах. В административных отношениях субъектом выступает государственный или муниципальный орган, должностное лицо негосударственной организации, наделенные государственно-властными полномочиями. Такие субъекты имеют право применять определенные меры воздействия к другим субъектам правоотношений. Закон позволяет им давать указания, не разрешать определенные действия, отказывать в просьбе. В зависимости от объема и характера компетенции органы Российской Федерации подразделяют на виды: -органы государственной власти — Президент РФ, Федеральное Собрание РФ; _органы государственного управления — Правительство РФ, министерства, федеральные службы, агентства, администрация государственных предприятий. Их называют исполнительно-распорядительными органами; -органы надзора и контроля — Конституционный Суд РФ, Генеральный прокурор РФ; -органы охраны правопорядка (милиция); -органы защиты государства — армия, внешняя разведка и контрразведка, пограничная и таможенная службы. Споры между различными сторонами административных отношений решаются, как правило, в административном порядке — через вышестоящие властные органы и организации, обращение в суд. Важными субъектами административных правоотношений выступают органы исполнительной власти. К федеральным органам исполнительной власти относятся: Правительство РФ, федеральные министерства, федеральные службы России, федеральные агентства. Федеральное министерство осуществляет функцию по выработке государственной политки в определенной сфере. Его возглавляет министр, который входит в состав Правительства РФ. Министерство осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении федеральных служб и федеральных агенств. К территориальным (региональным) федеральным органам исполнительной власти относятся: государственная налоговая инспекция, военкоматы и др. Эти органы находятся в подчинении соответствующих вышестоящих федеральных органов исполнительной власти. Органы исполнительной власти различных субъектов Федерации отличаются друг от друга. Они могут иметь разные структуру и названия. Органы исполнительной власти субъектов Федерации могут быть представлены: правительством республики и других субъектов Федерации, президентами республик, администрациями краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, министерствами, отделами, департаментами. Для реализации своих задач органы исполнительной власти издают соответствующие нормативные акты. Акты федеральных органов исполнительной власти обязательны для соответствующих органов исполнительной власти субъектов Федерации. В то же время органы исполнительной власти субъектов Федерации в пределах своей компетенции самостоятельны. В случае расхождения между федеральным законом и иным нормативным актом Российской Федерации, изданным вне пределов ведения России и ее совместного ведения с субъектами Федерации, действует акт субъекта Федерации. Первичным элементом системы исполнительной власти является государственный орган. Он наделен властными полномочиями и участвует в реализации функций государства. Эти полномочия выражаются в праве органа от имени государства издавать юридические акты и применять меры, обеспечивающие их реализацию, в том числе меры принуждения. Исполнительные органы осуществляют функции общего управления. Они имеют определенную структуру. Государственные органы управления могут иметь разную структуру. Как правило, она связана с существованием администрации, руководящей подразделениями, каждое из которых реализует функции целого аппарата. Органы исполнительной власти можно классифицировать по различным основаниям. Государственный аппарат не может функционировать без подготовленных людей. Не случайно уже с давних времен управленцами, выполнявшими различные задачи по управлению делами страны, становились профессионально подготовленные чиновники. Государственная должность — должность в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Федерации, а также в иных государственных органах с установленным кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного государственного органа, денежным содержанием и ответственностью за исполнение этих обязанностей. В соответствии с Федеральным законом «Об основах государственной службы Российской Федерации» все государственные должности разделены на категории «А», «Б» и «В». Государственная служба — профессиональная деятельность по исполнению должностных полномочий государственных должностей категорий «Б» и «В». Деятельность лиц, замещающих должности категорий «Б» и «В», носит обслуживающий характер: она предназначена для того, чтобы обеспечивать исполнение полномочий лицами, замещающими должности категории «А». Должности категории «А» называются государственными должностями, должности категорий «Б» и «В» — государственными должностями государственной службы. Государственный служащий — гражданин Российской Федерации, исполняющий обязанности по государственной должности государственной службы. Государственная служба на государственных должностях категории «Б» ограничена сроком, на который назначаются или избираются лица, замещающие государственные должности категории «А». Каждый государственный служащий, независимо от конкретных полномочий по замещаемой должности, имеет право на участие по своей инициативе в конкурсе на замещение вакантной должности, продвижение по службе, увеличение денежного содержания с учетом результатов и стажа работы, уровня квалификации, переподготовку (переквалификацию) и повышение квалификации за счет средств соответствующего бюджета, пенсионное обеспечение с учетом стажа государственной службы, объединение в профессиональные союзы (ассоциации) для защиты своих прав, социально-экономических и профессиональных интересов и др. Каждый служащий обязан добросовестно исполнять должностные обязанности, обеспечивать соблюдение и защиту прав и законных интересов граждан, исполнять приказы, распоряжения и указания вышестоящих в порядке подчиненности руководителей, отданные в пределах их должностных полномочий, за исключением незаконных, и т.д. Закон ограничивает деятельность лиц, которые обладают статусом государственного служащего. Например, им запрещено принимать участие в забастовках, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности. Однако получать гонорары за публикации и выступления в качестве государственного служащего не разрешается, даже если такие публикации и выступления имели педагогический, научный или творческий характер. Государственному служащему не разрешается быть депутатом федерального законодательного (представительного) органа, законодательных (представительных) органов субъектов Федерации, органов местного самоуправления. Ему (лично или через доверенных лиц) запрещено заниматься предпринимательской деятельностью, состоять членом органа управления коммерческой организации (исключение составляют случаи, когда федеральным законом или законами субъектов Федерации государственному служащему поручено участвовать в управлении коммерческой организацией), использовать в неслужебных целях средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, другое государственное имущество и служебную информацию, получать от физических и юридических лиц вознаграждения в связи с исполнением должностных полномочий, в том числе и после выхода на пенсию.
|